Адвайта, Буддизм

Беседа Пападжи и Чоки Ньима Ринпоче, г.Катманду, Непал, 1993г.

«Пападжи:
– Когда появляется «я», появляется всё. Появляются слова, появляется сансара, появляется порабощённость, появляется свобода. Главная причина всего этого – «я». «Я порабощён», «Я хочу освободиться», «Я ищу, у кого научиться освобождению» и, наконец, «Я свободен». В каждом из утверждений «я» по-прежнему присутствует. Это «я» является самим умом. Так как же убрать «я»?

Чоки Ньима Ринпоче:
– Знание, посредством которого смотрят за пределы «я» и постигают его отсутствие, называется праджней. Это знание (праджня) является лекарством от «я», от привязанности к понятию «я».
«Я» (эго) – это корень сансары. Если человек держится за идею «я», появляется двойственность: «я» и «другое». Именно из-за «я» есть беспокойства, наслаждения, карма и страдания. Поэтому постижение нереальности «я» позволяет избавиться от всех бед. Если вкратце, то освобождение, просветление приходят как следствие осознания отсутствия «я». И всё именно так, как Вы сказали: это знание запредельно мыслям и уму.
Есть природа, в которой отсутствует субъект и объект медитации. Постижение отсутствия «я» нельзя даже называть медитацией, потому что здесь нет медитации на что-то. Почему? Потому что это естественная Истина… Она присутствует в каждом. И если мы привнесём в свою жизнь эту природу (которая уже здесь), то она сама станет методом просветления. Она сама по себе является природой всех вещей».