Религия и Духовно-нравственная философия – это система духовных идей, представляющих собой попытку выразить и сформулировать законы Духовной Природы всего сущего, а также основанный на этих идеях образ жизни, главную роль в котором играют нравственное самосовершенствование и выполнение духовных практик.

Это определение предложено Редакционной коллегией Интернет-журнала «ЕДИНАЯ РЕЛИГИЯ». В отличие от многих других определений Религии, данное определение избегает двух крайностей: 1). догматизации, препятствующей развитию Религии; 2). неверию и попытке дискредитировать Религию, заложенных в определениях, придуманных атеистами. Вместо часто встречающегося в определениях Религии сомнительного термина «сверхъестественное» используется универсальное понятие Духовная Природа.

Отличие Религии от Духовно-нравственной философии.

Для Религии большое значение имеют:

• мифология (выражение философских идей посредством мифов, мифологических образов и символов);

• обряды;

• культы;

• организованное поклонение.

Философская основа Религии может быть глубоко сокрыта.

Примеры Религий: Индуизм, Буддизм Махаяны, Иудаизм, Христианство, Ислам, Бахаизм, Синтоизм, Зороастризм, Сикхизм, Джайнизм, Древнегреческая Религия, Древнеримская Религия, Древнеегипетская Религия, Древнеславянская Религия и др.

Примеры Духовно-нравственных философий: Конфуцианство, Адвайта, Суфизм, Дзэн, Каббала, Теософия, Агни-Йога, Бусидо, Одухотворённый материализм, Религиозный социализм и др.

Чёткой границы между Религиями и Духовно-нравственными философиями нет. Например, Конфуцианство – это Духовно-нравственная философия; однако в Конфуцианстве большое внимание уделяется обряду почитания предков. В практике марксистско-ленинской школы Одухотворённого материализма распространён культ вождя.

Каждая Религия содержит в себе Духовно-нравственную философию. Без Философии немыслима ни одна Религия.

Духовно-нравственная философия может возникнуть на основе уже существующей Религии, в которой философская основа с течением времени была глубоко сокрыта мифологией, обрядами и культами (Адвайта-Веданта – направление Веданты, одной из шести основных философских школ Индуизма; Каббала – философия Иудаизма). И, наоборот, Духовно-нравственная философия может со временем дополниться мифологией, обрядами, культами, и в результате преобразоваться в Религию (Буддизм Махаяны).

В наше время многие задаются вопросом: зачем нужны Религии, если есть Духовно-нравственные философии? Дело в том, что далеко не все люди способны воспринимать философские понятия и руководствоваться ими. Иллюстрация и дополнение Духовно-нравственных философий мифологией, обрядами и культами способствует лучшему усвоению людьми духовных идей и, в конечном итоге, совершенствованию человеческого образа жизни. Поэтому многие Религии сохраняют актуальность с древних времён по сей день.


© Редакционная коллегия Интернет-журнала «ЕДИНАЯ РЕЛИГИЯ»