Религиоведение, Индуизм

д.и.н. Ростислав Борисович Рыбаков «Сарада-дэви», вступительная статья / «Слово Матери в свидетельствах учеников и последователей Шри Сарады-дэви». Редактор Свами Джьётирупананда.

«И сегодня в Индии, как всегда – и в исторические, и в незапамятные времена, – тысячи храмов, и не иссякает поток верующих. И хотя все эти постоянные прихожане или случайные прохожие, крестьяне и бизнесмены, политики и бродяги, калеки и артисты, почтенные матроны и очкастые студенты, сызмальства знают, что Бог един, един и для всех индусов и для адептов других религий, но какая-то причина заставляет каждого из них идти в храм и класть цветы не только перед изображением своего семейного или кастового божества, но и перед скульптурами или ликами других героев, мудрецов, святых людей, иногда мифических, иногда реальных, но всегда легендарных.

А рядом с бестрепетным воином Рамой или лукавым пастушком Кришной всегда присутствует Сита, Радха и другие прекрасные богини, – ибо мужская мощь созидания и разрушения становится действенной лишь в сочетании с великим женским началом. Женщина – это Шакти, Шакти – это женская энергия мира.

Бог – не только Природа или абстрактная Истина, но и не только Отец (как в христианстве) и Хозяин (как в исламе). Бог – это Матерь Мира, и эмоциональность поклонения женскому началу соединяет в сердцах верующих мир сакральный и мир земной и семейный».